вторник, 16 июня 2015 г.

Грядут тотальный контроль и налог на жизнь


С 2016 года все покупки граждан РФ будут регистрироваться государством.

Минфин создает базу для тотального контроля расходов населения –
ради сбора налогов и штрафов за «серую» занятость, — сообщает портал NewDayNews.Ru.
Правительство создает техническую и правовую базу для контроля занятости и уплаты налогов населением. Это будет проводиться через персонификацию всех покупок, совершаемых гражданами. Минфин создал законопроект, по которому все кассы торговых точек подлежат замене, а новые будут регистрировать покупки в электронном виде. 
Покупки за наличные будут привязываться к телефонному номеру клиента. Это нововведение позволит автоматически учитывать расходы граждан, а именно об этом упоминали инициаторы законов о штрафах и налогах на неофициальную занятость: речь шла о контроле уплаты налогов населением через сопоставления обязательных взносов с расходами.

Проект поправок в закон о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) Минфин опубликовал для общественного обсуждения 9 июня. Текст проекта втрое длиннее всего действующего закона о применении касс и предусматривает революционные изменения регулирования в этой сфере, прежде всего​ новые требования к самим кассам, сообщает РБК. По идее Минфина, кассовые аппараты должны накапливать и передавать фискальные данные в налоговые органы онлайн (через уполномоченного оператора). Каждая касса, установленная с 2016 года, будет обязана отбивать и бумажные, и электронные чеки, а все сведения предлагается хранить в централизованной базе данных. 

На бизнес будет возложена обязанность не только выдать чек покуп​ателю, как раньше, но и зарегистрировать покупку на его имя (номер телефона) и направить чек в налоговые органы в электронном виде, а также переслать покупателю, если он об этом попросит. Закон может вступить в силу с 1 января 2016 года. 

Старую кассовую технику можно будет использовать до окончания срока её действия, но не дольше семи лет с момента регистрации, говорится в законопроекте. Проект уже прошёл испытания в ряде регионов: в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. 

По данным ФНС, в эксперименте на добровольной основе приняли участие больше тысячи компаний, за шесть месяцев были подключены более 4 тысяч новых касс и пробито свыше 17 миллионов кассовых чеков на сумму более 13 млрд рублей. В Москве новые кассы испытывались в сетях «Метро Кэш энд Керри», «Азбука вкуса», «Дикси», «Перекресток», «М.Видео» и других.


Отказ от применения новой кассовой техники может повлечь более значительные штрафы, чем раньше. Поправки в Кодекс об административных нарушениях предусматривают, по сути, безразмерные штрафы. 

Если продавец проводит платежи мимо кассы, то штраф будет определён в размере от трёх четвертей до полного размера суммы этих платежей, причём как для юридических лиц, так и для граждан. Неприменением кассовой техники, согласно законопроекту, признаётся и отсутствие записи о расчёте в фискальном накопителе кассы, и не переданная налоговому органу информация. 

Исключение законопроект предусматривает для торговцев, работающих в труднодоступных, отдалённых от сетей связи местностях. Если связи нет, можно использовать кассы без передачи данных. А в отдалённых местностях, список которых регионы утвердят самостоятельно, можно вообще не применять кассы при условии выдачи покупателю другого документа, подтверждающего расчёт. Освобождение от касс также сохраняется для индивидуальных предпринимателей и организаций, занимающихся некоторыми видами мелкорозничной торговли, такой как продажа мороженого, кваса, разносная торговля, продажа билетов.

В Минфине мотивируют законопроект исключительно благом потребителя. Передача данных позволит создать автоматизированную систему контроля и защитить права покупателей. Электронные документы будут доступны в любой момент, что выгодно отличает их от бумажных чеков, которые могут быть безвозвратно утрачены, говорится в пояснительной записке к законопроекты. 

Проект Минфина – часть комплекса фискальных мер, разрабатываемых правительством, в число которых входят введение новых налогов, повышение старых и повышение их собираемости. О других мерах информация в СМИ поступала в последний месяц. В частности, речь идёт о двух законопроектах: штрафах за тунеядство (от петербургского ЗАКСа) и проекте Роструда о налоге на «неофициальных» безработных.

Роструд предлагал ввести налог на тех, кто работает без официального трудоустройства. Этот «социальный взнос» (по формулировке ведомства) должны платить все совершеннолетние граждане, которые не трудоустроены официально, не зарегистрированы в качестве безработных и не являются представителями льготных категорий: студентами, инвалидами, пенсионерами и т.п. 

Что характерно, индивидуальные предприниматели не были указаны в качестве исключений. В число тех, кого ведомство хочет обременить налогом, входят и «трудовые эмигранты» – граждане России, которые работают по контракту за рубежом, а также промысловики различных направлений. Кроме этого, Роструд предложил вычислять и наказывать тех, кто работает «полуофициально», то есть формально получая лишь минимальную зарплату. 

Замглавы Роструда Михаил Иванков в конце мая проговорился, что «неблагонадёжные» граждане обеих категорий будут вычисляться через сличение их расходов с налогами и социальными взносами, которые выплачивают в ПРФ и фискальные органы сами граждане и их работодатели. В тот момент, когда это было объявлено замглавой Роструда, это предложение вызвало некоторое недоумение – каким образом правительство и фискальные органы в частности собираются учитывать расходы населения. Законодательная инициатива, обнародованная Минфином, расставила точки над i.

Однако экспертное сообщество считает перспективы тотального контроля над занятостью населения через финансовый контроль весьма туманной перспективой. Ведение общероссийской базы расходов населения и автоматического сличения их с налоговыми отчислениями и социальными сборами представляется непосильной задачей. 
Особенно на примере того, как функционируют базы данных в более узких областях. Например, МВД уже много лет не в состоянии не то, чтобы объединить все региональные базы баллистической экспертизы, но даже ввести единый стандарт этой процедуры. Больше того, правительство в целом до сих пор не создало единый стандарт обмена данными и единый образец документов – даже с учётом функционирования таких механизмов, как Единый портала госуслуг. Не сведены воедино и базы ФНС, ГИБДД, Росреестра и прочих ведомств.
Для контроля транзакций граждан могли бы использоваться существующие банковские механизмы учёта и обмена подобной информацией, но такие системы даже в пределах одного крупного банка представляют собой одну большую проблему. С учётом того, что Банк России в среднем 1-2 раза в год вносит изменения в правила банковской отчётности, этот способ реализации планов Минфина также можно отнести к области антиутопий.
Кроме того, регистрация покупателя, как естественное условие оформления электронного чека, может стать поводом для разнообразных правовых коллизий, и суды высших инстанций вынуждены будут принудить государство отказаться или урезать условия функционирования такой системы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями