Spiegel: Пепел Ангелы. Меркель подвела не только Грецию, но и Европу
Журнал Spiegel обвиняет канцлера Германии Ангелу Меркельв неумении распоряжаться немалой властью, которой она обладает как руководитель первой экономики Европы. По мнению авторитетного немецкого журнала, нежелание г-жи Меркель идти на непопулярные меры и элементарная трусость довели греческий кризис до точки кипения.
Ангелу Меркель считают одной из самых влиятельных женщин планеты и называют «королевой Европы». Однако именно благодаря своей королеве, говорится в передовице последнего номера журнал Spiegel, который вышел накануне греческого референдума, на континенте разразился один из самых сильных кризисов за всю историю существования единой Европы.
Греческий кризис угрожает не только общеевропейской валюте, но и, как считают многие скептики, самому существованию Евросоюза.
Греческий премьер Алексис Ципрас несмотря на свою молодость и политическую неопытность, по крайней мере, на европейской арене, может оказаться тем человеком, который очень сильно подорвал позиции и авторитет Ангелы Меркель.
Немецкий канцлер до последнего надеялась, что верх в Греции возьмет здравый смысл, с точки зрения, конечно, немцев, и Ципрас не будет доводить дело до открытого разрыва.
Поначалу казалось, что Ангела Меркель как всегда права и что кризис удастся разрешить, однако после дня совещаний и встреч в Брюсселе, уже вернувшись домой в Афины, Алексис Ципрас неожиданно для всех решил провести референдум, закончившийся победой противников антикризисного плана кредиторов.
Пойдя на популистский шаг, Ципрас поставил г-жу Меркель в очень затруднительное положение, отмечает немецкое издание.
Конечно, главным виновником возникновения ситуации, самой опасной для европейской валюты за все время ее существования, все в Европе считают Ципраса и его соратников в правительстве.
Однако немало недовольных как в Брюсселе, так и в европейских столицах, считает Spiegel, и тем, как вела себя во время греческого кризиса Ангела Меркель. Больше всего европейцев, похоже, не устраивает ее нетерпимость к тому, чтобы все шло само собой.
Такое желание все контролировать довольно эффективно, когда идут поиски компромисса и когда участники переговоров заинтересованы в достижении компромисса. Однако в случае с Алексисом Ципрасом, который настроен идти до самого конца, такой метод руководства срабатывает далеко не всегда.
Уже не один год известно, что Греция является особым случаем в контексте кризиса евро. В этой стране мало что работает и очень много больших и маленьких проблем. Тем не менее, Ангела Меркель, зная обо всем этом, попыталась решить греческую проблему точно так же, как она решает внутренние проблемы у себя в Германии.
Она не стала слушать советы опытных финансистов и экономистов, к примеру, министра финансов Вольфганга Шойбле, предупреждавших, что Грецию следует отпустить в свободное плавание, которое выведет ее из еврозоны.
Греческий кризис нуждался в умелом руководстве и дальновидном плане, но Ангела Меркель не смогла или не захотела сделать ни того, ни другого. Конечно, она любит власть, но когда дело доходит до решительных действий, она предпочитает обходиться без них. Эта нерешительность или нежелание брать на себя большую ответственность привели сейчас канцлера Меркель к краху её европейской политики.
Кризис действительно сделал Ангелу Меркель первым политиком Европы. Последние пять лет в Брюсселе один за другим проходят антикризисные саммиты, в центре внимания которых всегда находится лидер первой европейской экономики. В первую очередь, конечно, такое влияние объясняется размерами финансовых вливаний, которые делает Берлин в бюджет Евросоюза и на европейские проекты.
Издание признает определенные положительные качества Меркель. В отличие от предшественников ведет она себя скромно и придерживается политики, которую Spiegel называет «педагогическим империализмом».
В его основе лежат бюджетная дисциплина, реформы на рынке труда и приватизация. В Испании, Португалии и Ирландии эта система сработала, но в Греции она оказалась неэффективной.
Греки относились к требованиям кредиторов не как к лекарству, которое необходимо принимать для выздоровления, а как к яду, который разрушает общество.
Ангела Меркель, конечно, понимала, что происходит, но у неё не хватило смелости, по мнению немецких журналистов, взглянуть в лицо последствиям. Конечно, имелись и альтернативы.
Она могла выбрать план Шойбле и отпустить Грецию из еврозоны. Причём, выход прошел бы организованно и с наименьшими потерями, как для зоны евро, так и для греков.
Канцлер Меркель могла пойти и на списание части греческих долгов. Эта мера, предпринятая в нужное время, могла бы предотвратить радикализацию греческой политики.
Оба плана таили в себе угрозы, оба требовали смелости и денег и делали Меркель уязвимой для атак противников, а этого она хотела меньше всего. В результате она сначала спряталась за тройкой кредиторов, потому что не хотела сообщать горькую правду греческому правительству.
Когда же требования Ципраса начали становиться все более и более решительными, она, казалось, согласилась с требованиями его логики. В Германии к ее новой позиции отнеслись как к желанию сохранить Грецию в еврозоне. Однако Алексис Ципрас отнесся к ней иначе – как к вызову, и решил довести ситуацию до кульминации.
Вчера почти две трети греков сказали: «нет» педагогическому империализму Ангелы Меркель. И теперь даже, если кризис постепенно успокоится и Греция останется в еврозоне, позиции канцлера Германии в Европе будут подорваны. Автор: Сергей Мануков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий