пятница, 23 октября 2015 г.

Шутер бизнес-класса


Всякое было в лихие 90-е. Да и в нулевые разное случалось. Но такого, чтобы крупный, по-настоящему крупный бизнесмен, расправлялся с партнёрами своими руками и пускался в бега... такого что-то не припоминаю.


Речь, как вы уже поняли, о Георгадзе - владельце нескольких десятков коммерческих фирм в подмосковье, основным профилем которых был строительный бизнес.

19 октября Георгадзе убил в своем доме партнера по бизнесу Трестана Закаидзе. Затем в рабочем кабинете расстрелял первого заместителя мэра Красногорска Юрия Караулова, который, судя по всему, тоже был партнером Георгадзе или, называя вещи своими именами, подельником по бизнесу. Там же, в кабинете Караулова, Георгадзе застрелил руководителя Красногорской электрической сети Георгия Котляренко - тоже, по всей видимости, своего подельника. Четвертой жертвой должен был стать глава Красногорского района, но его Георгадзе не застал дома и четвертой жертвой стал случайный свидетель.

Немного нестандартное получилось преступление, мягко говоря.


Если бы Георгадзе хотел избавиться от принципиальных и неподкупных чиновников, стоящих на пути его бизнеса, он бы нанял киллера, как это делалось в лихие 90-е сплошь и рядом. Да и в нулевые случалось. Однако Георгадзе этого не сделал. Да и назвать убитых неподкупными и принципиальными тоже довольно сложно. Оба расстрелянных чиновника занимали свои посты очень давно и находились с Георгадзе в деловых отношениях, именно поэтому бизнесмена, а потом и его водителя беспрепятственно пропустили в здание администрации.

Нетипично для деловых разборок и убийство партнера по бизнесу Закаидзе. Разногласия между деловыми партнерами возникают регулярно, иногда доходит и до жестких разборок. Случаи ликвидации тоже известны. Когда стоит вопрос о судьбе крупного бизнеса - тут некоторые готовы пойти на любое преступление. Но если бы Георгадзе решил просто избавиться от партнера и таким образом решить возникший спор, то зачем оставлять тело убитого у себя дома? Ликвидация партнеров осуществляется не так - либо заказ киллеру, либо, если убийство случилось незапланированно, в ходе спора - от тела избавляются, а не бросают труп дома и не едут делать еще три.

В общем, на обычные разборки с ликвидацией партнеров (подельников), вставших на пути дальнейшего развития бизнеса, случившееся совсем не похоже.

Согласно показаниям свидетельницы расстрела Юрия Караулова, Георгадзе предварительно требовал от него вернуть 20 миллионов долларов. Это требование само по себе говорит о том, что Георгадзе и Караулов вели общие дела, причем не совсем законно. Указанная сумма могла быть либо взяткой за какое-то решение, которое Караулов не смог обеспечить, либо долей в каком-то провалившемся по вине Караулова проекте.

Не знаю, наколько велика сумма 20 миллионов долларов для крупного подмосковного бизнесмена, каким был Георгадзе - мне кажется, это не настолько большие деньги, чтобы крупный бизнесмен сам хватался за оружие, устраивал расправу и пускался в бега. В строительном бизнесе Георгадзе вращались деньги гораздо более серьезные - сотни миллионов, возможно даже миллиарды долларов. Не проще ли было тихо вывести деньги со счетов своих компаний и с ними "сказануть" за рубеж?

И даже если представить, что 20 миллионов для Георгадзе - крупная сумма (или, что скорее всего, бизнесмена вывело из себя то, что он заплатил чиновнику деньги, не получив результат) - тогда почему опять же расстреливать своими руками, при свидетелях, да еще и в рабочем кабинете?

Должников и невыполнивших условия партнеров обычно везут для выбивания денег куда-нибудь за город, закрывают в подвале, далее есть варианты. Но так, как поступил Георгадзе - это совсем не типично для бизнесмена, желающего просто выбить долги.

Беспредельщиком, главарем ОПГ, который своими руками валит партнеров пачками, Георгадзе тоже не был. Иначе у него была бы соответствующая репутация и несколько отсидок. И уж точно он не стал бы в наше время крупным и респектабельным бизнесменом с репутацией "прирожденного убийцы".

И вот, что на мой взгляд самое примечательное в поступке Георгадзе:

Он явно не собирался продолжать свой бизнес после расстрела своих партнеров-подельников, к которому заранее приготовился (сумка с различным оружием, патроны, несколько машин, сговор с охранником).

Решившись своими руками ликвидировать нескольких партнеров, бросая трупы на месте преступления, не особенно стесняясь свидетелей, Георгадзе фактически сжигал мосты, оставлял свой бизнес в прошлом, дороги назад для него уже не было и он это заранее знал.

Но почему успешный бизнесмен решил бросить свою империю с несколькими десятками коммерческих организаций, десятками или даже сотнями строительных объектов, бросить связанный с этим доход и пуститься в бега, убив несколько человек?

Помутнение рассудка? Очередной шутинг?

Вряд ли.

В состоянии аффекта человек может схватиться за топор, нож или другое подручное орудие, но заранее готовить убийство в состоянии аффекта нельзя. К тому же, в приступе ярости человек не будет спокойно ждать у дома одну из своих жертв. Для шутингов тоже нехарактерна выборочность убитых, ведь Георгадзе "валил" не всех на своем пути, а выбирал цели.

У меня есть одно объяснение случившемуся:

Георгадзе - банкрот.

Его успешный бизнес остался в прошлом. Объем долгов и обязательств превысил стоимость активов и продолжение прежнего бизнеса стало просто невозможным.

Примерно как в случае с Трансаэро, когда рост долговой нагрузки привел к тому, что стоимость компании стала отрицательной величиной, то есть вместо прибыли компания начала генерировать одни долги и для продолжения ее работы собственникам пришлось бы постоянно вкладывать миллионы, причем не рублей, которых просто негде стало взять.

Судя по всему, такая же ситуация возникла у Георгадзе. Бизнес сожрал все, что было накоплено ранее, счета опустели и для продолжения работы компаний нужно было вливать в них новые средства, которых просто не было.

Банкротство. Обычное банкротство.

А для Георгадзе его бизнес и связанный с этим бизнесом образ жизни, судя по всему, был слишком дорог. Не мог он расстаться с этим просто так.

Решил уйти из бизнеса, громко хлопнув дверью.

А те 20 миллионов, которые он требовал от Караулова - возможно, в сложившейся ситуации были очень нужны для того, чтобы скрыться и где-нибудь за границей начать новую жизнь. Новую жизнь и новый бизнес.

Но денег от бывших партнеров-подельников Георгадзе так и не получил. Впрочем, судя по заранее приготовленному оружию, он предполагал, что денег от партнеров не получит.

Почему Георгадзе убил их?

Возможно, связывал неудачи последнего времени и рухнувший бизнес с действиями чиновников и партнеров.

Но на самом деле причина упадка бизнеса Георгадзе та же, что и причина банкротства Трансаэро - спад в российской экономике и снижение продаж. Бизнес Георгадзе, как и бизнес Трансаэро, был рассчитан на рост продаж, а не на спад. Ставка была на развитие. И ставка была крупной. Но развитие прекратилось.

Основным бизнесом Георгадзе было строительство, но в последний год даже на рынке недвижимости наметился спад - снижение продаж, местами даже снижение цен, рост просроченных платежей по аренде и ипотеке.

И еще курс рубля - за последний год рубль вдвое снизился к доллару, а кредиты на строительтсво объектов у Георгадзе, весьма вероятно, были в иностранной валюте.

Наверное Георгадзе понимал, что проблема не только и не столько в чиновниках, которые перестали решать какие-то важные для него вопросы. Проблема в состоянии рынка и российской экономики. Но расстрелять рынок Георгадзе не мог. Да и правительство России тоже. А расстрелять несколько конкретных чиновников из местной администрации - мог. Именно это он и решил сделать. Чтобы выместить на них злость за потерянный бизнес и уходящую в прошлое красивую жизнь на широкую ногу. Ну и за какие-то конкретные обязательства, которые Караулов и Котляренко брали на себя и не выполнили, тоже решил отомстить.

И если все на самом деле так - это значит, что расстрел чиновников, который устроил Георгадзе, в дальнейшем может превратиться из исключительного события в нечто типовое.

Может возникнуть новый вид преступлений - месть бизнесменов чиновникам за спад на рынке и вызванные этим потери - потери своих деловых империй и привычного образа жизни.

Месть за то, что сказка закончилась.

А сказка закончилась. Такого роста бизнеса, к которому некоторые привыкли в нулевые, в ближайшее время не будет. Будет дальнейший спад. В лучшем случае спад удастся немного притормозить. В худшем случае спад ускорится. Но бурного роста в ближайшие годы точно не следует ожидать. А это значит, что бизнес, который строился в нулевые и был рассчитан на быстрый рост, становится невозможным и будет вести к новым и новым банкротствам.

И не каждый владелец бизнеса может махнуть рукой и выставить свою "былую сказку" на продажу за символический рубль.

Некоторые могут поступить как Георгадзе - уходя, громко захлопнуть дверь.


amfora.livejournal.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями