Государственной Думе предстоит определиться, на чьей она стороне – народа или монополий. Любопытное сражение ожидается в ближайшие дни в нашей обычно милой и единодушной Госдуме. Предстоит второе чтение поправок к закону о торговле, и этот документ мог бы перевернуть рынок ритейла… если бы лоббистский потенциал сетевых торговцев не был настолько высок. Однако лицом законопроекта является глава думского комитета по противодействию коррупции Ирина Яровая, не привыкшая отступать.
Перегнула палку?
Разумные или эксцентричные, все
инициативы Яровой последних лет были в общем-то в фарватере стратегии правящей
партии. Но с законопроектом о торговле она посягнула на святое: на интересы
крупного бизнеса, пользующегося неограниченной поддержкой правящих кругов.
Ирина Яровая захотела ни больше, ни меньше, как ослабить монополию сетевого
ритейла (крупный бизнес, занимающийся продажей розницы) и заполнить прилавки отечественной продукцией. Занятно, что даже
Федеральная антимонопольная служба возражает против законопроекта,
который даёт ей практически неограниченные полномочия.
Торговля в России монополизирована до
предела, и картельный сговор — не исключение, а норма бизнеса.
Если в
продовольственной сфере ещё существует какая-то конкуренция за счёт изобилия
поставщиков, то у ритейлеров электроники царят покой и взаимопонимание.
Зайдите
в крупный торговый центр — с высокой долей вероятности увидите совершенно
одинаковые цены на одинаковые модели планшетов и мобильных телефонов. В
небольших городках салоны разных франшиз и вовсе часто принадлежат одному и
тому же владельцу — соответственно, ценовая и ассортиментная политика далека от
конкурентной.
Попытка революции
Суть предложенных Ириной Яровой и её
командой поправок такова:
-
все
возможные премии для торговых сетей со стороны поставщика не могут превышать 3%
от стоимости контракта. По нынешнему закону верхний предел — 10%, однако в
реальности сети навязывают условия, при которых поставщик теряет до половины
средств, которые должен был бы получить по договору;
-
плата
за доступ на полки (листинг) должна быть отменена;
-
отсрочка
по оплате должна быть сокращена в зависимости от категории товара до 5–35 дней;
- сейчас границы периода оплаты составляют 10–45 дней;
-
вводится
понятие «ярмарочная деятельность» и уточняются её правила;
-
порог
«монопольного положения на рынке» снижается с 25 до 15% (в текущем варианте
законопроекта этой нормы уже нет).
Вопрос не в том, почему вокруг
законопроекта ломаются копья, а в том, почему Госдума, нашпигованная лоббистами
ритейла с подвала до чердака, приняла его в первом чтении. А дело в том, что
перед нами проект настоящей торговой революции (представители ритейла осторожно
назвали его «крайне жёстким»). И цена этой революции исключительно высока.
Подробный подсчёт произвели в заведении с громким названием Центр
макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), которое
базируется в комнате № 1308 здания Центрального экономико-математического
института РАН.
Специалисты центра оценили масштаб передела рынка в 566 млрд рублей
(что примерно равно внешнему долгу Сирии), в случае принятия закона со снижением
антимонопольного порога или в 540 млрд рублей в более вероятном варианте принятия закона без этой поправки.
В поисках кувалды
Фактически перед нами та сумма, которую
в первый год после вступления в силу закона недополучит ритейл от поставщиков.
Тот факт, что по здравому смыслу продавец должен платить производителю, а не
наоборот, оставим в стороне: жестоко ошибается тот, кто думает, что безплатен
вход, скажем, на полки американского Walmart.
Вопрос в одном: кто будет
платить?
Конечно, сетевых
магазинов в России много. 9700 «Магнитов», 5400 «Пятёрочек» и других магазинов
X5 Retail, 2500 «Дикси». Это монстры, лидеры продуктового ритейла. 155 «Седьмых
континентов», 150 «Магнолий» и даже 700 «Монеток» на их фоне смотрятся более чем
скромно.
При этом по обёему выручки с ними успешно конкурируют гипермаркеты,
берущие не числом, а габаритами: «Ашаны», «Метро», «Ленты», «О’Кей». Совокупная
выручка (не чистая прибыль, а общая сумма заработанного без учёта расходов!)
указанных сетей без НДС в 2014 году приближается к 3 трлн рублей. Вычесть из
этой суммы 540 миллиардов означает одномоментно обанкротить все указанные сети.
Переложить расходы на покупателей — значит поднять цены сразу на 17%.
Понятно, что не продовольствием единым
жив человек, но основной удар пришёлся бы именно сюда: без косметики и
электроники прожить легче, а на рынке одежды и обуви не прослеживается столь
явных монополий. Собственно, и анализ проводился именно в продуктовом сегменте:
аналитики проработали финансовую отчётность 69 тысяч компаний (53,5 тысячи
продавцов и 15,5 тысячи поставщиков).
Проработали — и предложили
единственный, по их мнению, вариант решения проблемы, который, впрочем, сами же
назвали «починкой часов кувалдой»: в обмен на перезаключение договоров поставки
по новым правилам поставщики должны обязаться предоставить единую скидку всем
ритейлерам.
По сути, это то же давление на поставки, только в профиль: теперь
требуют не выплаты «дани», а снижения цен. Этот вариант не устраивает в первую
очередь Минэкономразвития, так как отражается на формальных цифрах ВВП (да-да,
плата за место на полке тоже считается нашим внутренним продуктом).
До кувалды, впрочем, не дойдет: с
законопроектом борется не только Минэкономразвития, но и Комитет гражданских
инициатив, руководитель которого Алексей Кудрин имеет
прямой доступ к ушам президента.
Уход от диктатуры
Не будем утверждать, что производство
должно иметь безусловный приоритет перед потреблением: в конце концов, именно
игнорирование запросов народа стало одной из причин крушения советской
экономики.
Но и сложившийся ныне безстыдный диктат продавца — по сути своей
простого перекупщика — никак не может быть нормальным. Удорожание продуктов
питания в десятки раз по пути от производителя к покупателю — норма для
экономики западного типа, но элементарный здравый смысл вопиет против такой
«нормальности».
Мы не можем в одночасье
переделать экономику, но работать в этом направлении надо. Антимонопольный
законопроект принять необходимо, а чтобы избежать мстительного повышения цен
«Магнитами» и «Пятерочками», государство обязано
создать собственного ритейлера, нацеленного не на получение прибыли,
а на обеспечение населения качественными продуктами по доступным ценам.
Без
«входных билетов», без отсрочек платежей, без предпочтения крупным западным
холдингам. Если угодно — заново сплести сеть обычных советских универсамов.
Бюджету это не будет стоить практически ничего, так как выход в ноль обещает
быть быстрым.
И тогда коммерческим сетям придётся играть по правилам, а
отечественный производитель сможет выбирать торговых партнёров, как и должно
быть в нормальной экономике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий