среда, 27 апреля 2016 г.

Всё ли вы знаете об Аркаиме?


Прочитал новость о том, что музей заповедник «Аркаим» выиграл грант благотворительного фонда В. Потанина, и полученные средства пойдут на всяческое благоустройство и развитие музея. Что ж, это достойное вложение средств. Люди должны изучать и знать прошлое. 
Тем более, как справедливо отмечено в статье: "Эзотерическая спекуляция, развитие мифотворчества и неокультов на достопримечательностях вокруг заповедника «Аркаим» — еще одна серьезная проблема, по мнению научных сотрудников заповедника. Доступная научно-популярная информация станет достойной и необходимой альтернативой домыслам и слухам."

  Но все ли знают что история этого музея содержит и другую темную сторону. Реальную, а не придуманную различными шарлатанами или откровенными сумасшедшими?




В 1969 году институт «Южуралгидроводхоз» приступил к разработке проекта создания на территории Брединского и Кизильского районов Челябинской области достаточно крупной Караганской межхозяйственной оросительной системы.

Ее основой должно было стать водохранилище на реке Большой Караганке, левом притоке реки Урал. Система должны была обеспечить орошение полей нескольких крупных «целинных» совхозов, располагавшихся в южной части Челябинской области, близ границы с Казахской ССР. Выращивая на орошаемых землях кормовые культуры, планировалось преодолеть наметившийся кризис с обеспечением животноводства Южного Урала кормами и существенно повысить эффективность сельского хозяйства данного района.

Согласно законодательству об охране культурного наследия, территорию, на которой планировалось разместить водохранилище, должны были обследовать археологи, а все обнаруженные на ней археологические памятники нужно было изучить с помощью раскопок, причем такие работы проводились за счет заказчика строительства. В рамках подготовки проекта Караганской системы Южуралгидроводхоз заказал разведочное обследование археологическим экспедициям Уральского и Челябинского университетов.

Аркаим - место силы

В ходе работ 1971 и 1977 годов на участке, подлежащем затоплению, были обнаружены восемь археологических памятников. Впоследствии было установлено, что на этой территории находится более семидесяти археологических объектов.

В 1986 году Челябоблводхоз приступил к строительству плотины Караганского водохранилища и открыл финансирование археологических раскопок.

А в июне 1987 отряд археологической экспедиции Челябинского университета выехал на территорию будущего водохранилища и приступил к раскопкам небольшой Усть-Утяганской стоянки эпохи неолита. В восьмидесяти метрах от нее были обнаружены ранее незамеченные рвы и валы очень интересного поселения эпохи бронзы.

Сначала поселение было названо Утяганским — по названию реки, впадающей в этом месте в Большую Караганку, но вскоре переименовано в поселение Аркаим — по наименованию одной из сопок, расположенных в окрестностях. Название оказалось удачным — красивое, загадочное, и со слогом «ар», который при желании было легко интерпретировать как указание на ариев, оно в немалой степени способствовало широкой известности обнаруженного археологического объекта, в том числе среди «славяно-арийских» фашистов и любителей псевдоязыческих верований.

Аркаим является важным свидетельством яркого этапа истории индоевропейской степи. Важным, но далеко не уникальным. На Южном Урале и в Северном Казахстане обнаружено более тридцати подобных поселений с интересной древоземляной архитектурой. Рядом со многими из них исследованы погребения жителей этих больших поселков, включавшие разнообразный инвентарь, жертвоприношения лошадей, коров и овец, иногда остатки древних степных колесниц: двухколесных деревянных повозок.


Вскоре после начала раскопок Геннадий Зданович (руководитель раскопок) начал активно распространять идеи, согласно которым древний Аркаим представлял собой протогород с уникальной архитектурой, построенный ранее неизвестной протогородской арийской цивилизацией, и является средоточием сакральных знаний этой цивилизации о Земле, Природе и Космосе. Частично эти идеи представляют собой малообоснованные околонаучные гипотезы, частично — антинаучные рассуждения с упоминанием «энерго-информационных полей», «геопатогенных зон», «открытия прародины ариев» и т. п. Они получили широкую известность среди появившихся в «перестроенной» России экстрасенсов, астрологов, псевдошаманов, «славяно-арийских» фашистов, сторонников «казачьей ведической Руси» и тому подобной публики эпохи постмодерна.

В августе 1987 года Зданович прилетел в Ленинград и привез туда предварительные материалы — аэрофотоснимок поселения и самые первые находки. 13 августа он встретился с академиком Борисом Пиотровским, директором Эрмитажа. Пиотровский по «вертушке» — прямому телефонному проводу — связался с членом Политбюро ЦК КПСС Александром Яковлевым и в тот же день направил ему письмо, в котором убедительно попросил принять скорейшие меры, которые позволят избежать разрушение поселения Аркаим строящимся Караганским гидроузлом.


Борьба «за спасение Аркаима», а фактически — против Караганского гидроузла, осуществлялась во второй половине 1980-х по всем правилам той эпохи. Это была активная общественная кампания, в которой участвовали известные ученые, писатели, деятели культуры и искусства. Их цель была благородна и возвышенна — спасение уникального древнего «протогорода», свидетельства якобы «великой» «протогородской цивилизации». Сотрудники Челябоблводхоза, Южуралгидроводхоза, руководители окрестных совхозов, выступавшие за сохранение практически достроенной оросительной системы, предлагали ряд технических вариантов, которые могли бы позволить сохранить археологический объект и при этом не закрывать уже практически завершенное строительство. Однако все эти варианты были отвергнуты. В те годы была популярна дискредитация деятельности Минводхоза и тема «спасения Аркаима» удачно «попала» в эту струю.

«Монстр Минводхоза», как называла его перестроечная пресса, был побежден. Археологический памятник сохранился. Правда, после того, как Челябоблводхоз прекратил финансировать его раскопки, эти работы вскоре прекратились и не возобновлялись вплоть до настоящего времени.

В 1991 году практически полностью достроенный Караганский гидроузел с большой плотиной и множеством других сооружений был заброшен, его оборудование погибло. Все многомиллионные вложения, сделанные в гидроузел, не принесли ни копейки отдачи народному хозяйству страны. В марте 1991 Совет Министров РСФСР принял решение о создании на месте несостоявшегося водохранилища историко-ландшафтного заповедника «Аркаим» в составе Ильменского государственного заповедника, под охраной которого данный земельный участок находится и в настоящее время.

Сегодня количество ложно-сенсационной, откровенно фальшивой информации о древнем Аркаиме в общественном сознании многократно превышает любые научные данные об этом объекте. «Эзотерические» паломничества на Аркаим приняли лавинообразный характер после его посещения в 1990 году Тамарой Глобой. В своих книгах и выступлениях она называла Аркаим сакральным центром Евразии, писала о якобы случающихся здесь чудесах и знамениях. Возрождая миф о приходе ариев с затонувшей Арктиды и добавляя в него идею об уральском Аркаиме как о второй арийской прародине, Тамара Глоба предсказывала, что «Урал соберет ариев» и станет «местом духовной концентрации» «арийской расы», особым образом связанной с Русью.


Эзотерические «Учителя» Аркаима изобрели особую богиню — «хранительницу чистоты славяно-арийской расы» и утверждают, что у древних «славяно-ариев» главным законом был «закон чистоты Рода и Расы». А, например, «Рать Рода — Казачья Орда „Аркаим“», создавала военизированное формирование, ставившее своей целью антихристианский «славяно-арийский» «реванш».

Острую критику сложившейся вокруг Аркаима ситуации неоднократно высказывали сотрудники и руководители институтов Российской академии наук, в том числе Института археологии РАН, многие работники государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» и Челябинского университета, священники и иерархи Русской православной церкви. Против процессов, происходящих на Аркаиме, выступали митрополит Челябинский и Златоустовский Иов и благочинный троицко-пластовского округа протоиерей Дмитрий Кадомцев; священник Андрей Гупало написал целую книгу, посвященную анализу аркаимкого «неозычества». Однако ни ученые, ни священники до сих пор не смогли оказать почти никакого влияния на развитие ситуации.

Я убежден, что только продолжение научных исследований поселения Аркаим, важного и интересного археологического памятника, может что-то противопоставить этому процессу. Существование заповедника «Аркаим» оказалось оплачено очень дорогой ценой разрушения Караганского гидроузла и необходимо сделать всё возможное, чтобы эта жертва не была напрасной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями