Потребительский сектор российской экономики переживает нелёгкие времена. Минувший год многим запомнится падением реальных доходов, ростом трат и снижением уровня жизни. Тяжело пришлось и связанному с потребительским спросом бизнесу. «Лента.ру» попыталась разобраться в основных тенденциях рынка.
Еда не по карману
Эмбарго на продукты из США и Европы,
падение рубля, санкции против Турции, неизбежная ежегодная инфляция… Все это
привело к заметному удорожанию продуктов на полках магазинов. Рост цен на
разные виды продукции, по данным ретейлеров, составил от 15 до 50 процентов.
Среднеарифметическим было удорожание новогоднего стола — на треть по сравнению
с прошлым годом.
Благосостояние граждан неуклонно
снижается. Официальная статистика беспощадна: в 2015 году в России число
россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на 2,3 миллиона
человек. Таким образом, согласно Росстату, в категорию бедных сегодня попадают
20,3 миллиона человек, то есть 14,1 процента населения страны.
Согласно результатам опроса фонда
«Общественное мнение», больше половины россиян в 2015 году стали жить хуже.
Пришлось сократить расходы на продукты питания. Так, 80 процентов опрошенных
урезали траты на дорогие мясные продукты. Экономят на рыбе и морепродуктах, чае
и кофе, яйцах, растительном масле, молоке и молочной продукции. А вот хлеба
покупают больше, что присуще кризисным временам.
В целом оборот торговли продуктами
питания в России с января по ноябрь 2015-го упал почти на 9 процентов. Причем,
по данным Росстата, к концу года падение ускорилось, достигнув в ноябре 11,5
процента. По словам старшего директора отдела исследований Cushman &
Wakefield Татьяны Дивиной, процесс адаптации потребителей к новым экономическим
реалиям способствовал развитию сетевых дискаунтеров, в особенности продуктовых
операторов.
«Изменение в покупательском поведении,
переход на более дешевые товары увеличил обороты сетевых дискаунтеров, таких
как "Пятёрочка", "Дикси" и "Магнит"», — сообщила
она в интервью «Ведомостям».
Европейская сеть дискаунтеров Euroshop заявила о
выходе на российский рынок через франшизу саратовской компании.
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
Но наблюдается и обратное —
замораживание бизнес-планов ретейлеров. Так, было приостановлено развитие сети
супер- и гипермаркетов Prisma.
Германская Tengelmann Group, планировавшая
развивать в России сеть демократичных продовольственных магазинов под брендом
Plus, сообщила о приостановке подготовки к выходу на российский рынок.
В целом, отмечают эксперты, в сегменте
продовольственного сетевого ретейла активность игроков сегодня умеренная,
компании в основном занимаются оптимизацией стратегий, а также ищут для себя
привлекательные локации, зачастую взамен других, недостаточно успешных.
Вещи не трогать
С непродовольственными товарами дела
обстоят много хуже — большинству россиян пришлось отказаться от тех или иных
традиционных покупок. В результате оборот торговли непродовольственными
товарами с января по ноябрь упал на 9,7 процента, за ноябрь — на все 15.
Пострадал даже самый стабильный сегмент
— электроники и бытовой техники. За 9 месяцев 2015 года продажи соответствующих
товаров в штуках упали на четверть. А цены, по данным компании GfK, с января по
сентябрь выросли на 19 процентов. Поэтому снижение объема продаж в рублях менее
существенное, нежели в штуках, — всего 6 процентов. Причём рынок электроники
падал даже в канун новогодних праздников.
Понятно, что это не могло не сказаться
на финансовом положении продавцов. Многие провели оптимизацию затрат: сократили
площади, отказались от нерентабельных торговых точек. Интернет-магазин Enter
осенью закрыл весь свой офлайновый бизнес.
Не все ретейлеры пережили этот год:
ушли с рынка сети бытовой техники и электроники «Телемакс», «Белый ветер»,
«Киберри», а также сеть косметики и бытовой химии «Ол!Гуд».
Девальвация и спад спроса сказались и на
бизнесе иностранцев — в ноябре финский ретейлер Stockmann сообщил о продаже
своих российских торговых центров, а японская корпорация Toshiba прекратила
торговлю потребительской электроникой и кухонной техникой.
Падение рубля заставило уйти с рынка
продавцов одежды и обуви среднеценового сегмента, среди них — бренды Desigual,
American Eagle Outfitters, New Look, Esprit, OVS и River Island.
Если от кризиса кто и выигрывает, то это
онлайн-торговцы. Из-за подорожания товаров в магазинах все больше потребителей
предпочитают покупать товары в интернете, где они зачастую дешевле.
По данным
исследования Gfk и «Яндекс.Маркета», за 10 месяцев текущего года онлайн-продажи
товаров повседневного спроса выросли на 54 процентов по сравнению с аналогичным
показателем прошлого года, а бытовой техники — на 13 процентов.
А основными выгодоприобретателями от
этого стали… иностранцы. Точнее, зарубежные площадки, на которые приходится
треть общего числа приобретений через интернет. В некоторых сегментах доля
зарубежных покупок гораздо выше, например, в категории «одежда и обувь» — почти
50 процентов.
Фото: Валерий Мельников / «Коммерсантъ
Дома надолго
Путешествия и турпоездки — та статья
расходов, от которой отказываются в кризис в первую очередь. Желающих отдыхать
за границей с каждым новым витком девальвации становилось все меньше.
В дело вмешалась и политика: 2015 год
ознаменовался сразу несколькими событиями, сильно ударившими по выездному
турпотоку. В первую очередь это крушение пассажирского лайнера «Когалымавиа» с
россиянами на борту в небе над Синаем и уничтожение турецкими ВВС российского
бомбардировщика.
Под запретом оказался Египет, вскоре та же судьба постигла
Турцию. В сумме они принимали больше половины всего выездного турпотока, это
примерно 6 миллионов отдыхающих из России ежегодно. За счет этих двух
направлений и жили все крупнейшие туроператоры.
Как сообщила исполнительный директор
Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, снижения количества
игроков на рынке выездного туризма превзошло худшие прогнозы экспертов: вместо
предполагаемых 30-50 процентов этот сектор покинули 70 процентов участников
рынка.
Обошлось, правда, без громких банкротств и брошенных на произвол судьбы
туристов, поскольку в основном уходили средние и мелкие компании. Приостановка
работы крупных операторов с турецким капиталом также не привела к коллапсу —
вопреки ожиданиям.
Однако спад выездного туризма сказался и
на других сегментах рынка. По данным Росавиации, за ноябрь 2015-го объем
пассажиропотока Московского авиационного узла снизился на 18 процентов.
По
словам Майи Ломидзе, Московский авиаузел, объединяющий столичные аэропорты,
оставался лидером по объему авиаперевозок на протяжении многих лет, и былые
кризисы отражались на нем незначительно. Но теперь все иначе, и столь резкое снижение
— серьезный индикатор состояния авиаотрасли.
Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ
Сложные времена переживают авиакомпании,
страдающие от снижения платежеспособности населения, кризиса в туристической
отрасли и падения деловой активности.
За десять месяцев прошлого года
пассажирооборот в отрасли снизился на 3,8 процента, а перевозки пассажиров
немного выросли — на 0,5 процента, упав при этом на международных рейсах на
13,9 процентов. Внутренние перевозки, всегда отличавшиеся низкой
маржинальностью, не в состоянии компенсировать компаниям потери от падения
зарубежного трафика.
Еще в начале февраля Российская ассоциация
эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая крупнейших
перевозчиков страны, обратилась с письмом к вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
Авиакомпании пожаловались на большие убытки по итогам 2014 года и предложили
ряд мер для поддержки отрасли. Средства на это выделили, крупные госгарантии
под кредиты в банках предоставляли и отдельным игрокам.
Однако это не спасло вторую по размерам
авиакомпанию страны — «Трансаэро», услугами которой ежегодно пользовались 12-13
миллионов человек. Главная причина краха «Трансаэро» — долги на фоне сильной
девальвации рубля. Большая часть авиапарка из 106 самолетов была приобретена в
лизинг, а резкое ослабление рубля сделало непосильными лизинговые валютные
платежи.
Кроме того, из-за сокращения
пассажиропотока на международных линиях несколько иностранных авиакомпаний
прекратили полеты в Россию. Среди них — гонгконгская Cathay Pacific, тайская
Thai Airways, французская Aigle Azur, австрийская бюджетная авиакомпания Niki и
одна из крупнейших американских авиакомпаний Delta Air Lines.
В январе
приостанавливает полеты Air Berlin. Сократили количество рейсов или отменили их
немецкая Lufthansa, её «дочка»-лоукостер Germanwings, британский лоукостер
Easyjet, чешская Czech Airlines, финская Finnair, израильская El Al, эмиратская
Flydubai.
Оставшимся
на рынке компаниям приходится подстраиваться под новые реалии и сокращать
маршрутную сеть. В то же время сами россияне, похоже, уже не планируют скорый
отпуск на заграничных морях, а предпочитают копить на покупки. Ведь 2016-й, по
мнению экспертов, не будет легче 2015-го, а может выдаться и более сложным:
тренд цен на нефть не внушает оптимизма, а санкции останутся с нами надолго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий