Когда я слышу слово «рынок», моя рука тянется к пистолету – так переиначил известный афоризм мой знакомый коммерсант. Он занимается местными пассажирскими перевозками в одном из южных регионов. За последние полгода всех автоперевозчиков дважды собирали в областном правительстве и ставили на вид: никакого повышения цен на проезд не должно быть от слова «совсем».
- Мы же держим цены на бензин, – пафосно заявил заместитель губернатора, - Значит, у вас нет оснований взвинчивать цены.
- При чем тут, вообще, бензин? Мы на газу ездим, - возмущается предприниматель, - Но если цены в магазинах выросли почти вдвое, я же не могу зарплату водителям оставить прежней. Техника, ее содержание – тоже подорожала, у меня три автобуса куплены на заемные средства – за счет чего я их буду отдавать?
Логика чиновников проста, как железнодорожный рельс: если вы, частники, будете повышать цены, мы вас лишим лицензии (причины всегда найдут, а не найдут – так придумают), а маршруты отдадим муниципальному ПАТП. Это предприятие убыточно, но всем пофиг, они покрывают убытки из казны. Соответственно, руководство предприятия заинтересовано в том, чтобы убытков было… БОЛЬШЕ. Больше убытков – больше денег получат, следовательно, больше отщипнут в собственный карман. Вот такой вот в России рынок. А какой рынок – такое и ценообразование.
Но что действительно интересно – почему не повышается цена на автотопливо? Стоимость бензина за 2015 г. выросла на 6% (за последние два года – на 11%). В том числе в декабре цена бензина выросла на 4,8% в годовом выражении и снизилась на 0,7% к ноябрю 2015 г. При этом стоимость нефти в России снизилась на 9,3% с 2,968 тыс. руб. за тонну до 2,690 тыс. руб.
Вообще за полтора года мировые цены на нефть подешевели в 2,5 раза. Значит ли это, что и розничная цена бензина должна снизиться? Нет, это невозможно. Все дело в структуре ценообразования. По данным на 2014 г. доля добычи, транспортировки и переработки нефти в цене бензина составляла менее 20%, налоги – 62%. Сегодня доля стоимости собственно нефти в цене АИ92 – 6%. То есть даже если нефть станет совсем БЕСПЛАТНОЙ, то бензин на АЗС подешевеет всего на 2 рубля.
Так что на рынке топлива у нас принципы рыночной экономики тоже не действуют. Фактически розничную стоимость бензина определяет государство. Причем не только в части казенных сборов и акцизов, но даже в части прибыли сбытовых сетей. Если водителей-частников в Мухосранске вызывают к замгубернатора и тот грозит им пухлым пальчиком, мол не вздумайте повышать цены на проезд, то за нефтепереработчиками зорко бдит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Стоит только подумать о повышении цены на топливо – как тут же из ФАС следует грозный окрик: «Даже не думайте!».
Казалось бы, в условиях падения цен на сырье, у нефтяников появляется стимул развивать переработку нефти. Тут прибыль носит уже не рентный характер, а возникает из добавленной стоимости, то есть создается трудом. Но одновременно с ростом добычи нефти внутренняя переработка у нас в 2015 г. снизилась на 7 млн. т с 289 млн т до 282 млн. т (источник), хотя суммарная мощность российских НПЗ позволяет перерабатывать значительно более 300 млн. т нефти.
При этом, как похвастался глава Минэнерго Александр Новак, «объем производства нефтепродуктов выше, так как увеличилась глубина переработки».
Это феерически наглая брехня! Если верить официальным отчетам, то к 2015 г. глубина переработки нефти выросла на 1% и составила в среднем по стране 72%. То есть если глубина переработки выросла на 1%, а сама переработка упала на 2,5%, то выход нефтепродуктов тоже СНИЗИЛСЯ. Да и увеличилась ли глубина переработки? Журнал «Нефтегазовая вертикаль» приводит такие данные: в 2008 г. глубина переработки нефти в России достигла исторического максимума – 72,1%, а в дальнейшем она только снижалась, и к 2013 г. составила 71,4%. Для сравнения: средняя глубина переработки нефти в США – 90-92% (колеблется год от года), в Еврое – 88,5%. У нас же в отходы идет почти 30% сырья!
Но министра Новака эти факты не смущают, он уверенно врет, что к 2020 г. глубина переработки нефти в России достигнет 85%! Ну, мы уже слышали басенки о том, что к 2012 г. после завершения строительства ВСТО в Приморье заработает НПЗ с полезным выходом в 93%. Ога, ога, этот завод даже строить не начали…
Казалось бы, уж хотя бы нефтянка в России должна развиваться. Хрен вам! Государство воспринимает отрасль исключительно, как дойную корову, убивая ее сверхвысокими налогами и искусственно сдерживая цены на топливо, что лишает нефтепеработчиков инвестиционных ресурсов. Если в 2015г. в нефтеперработку планировалось вложить 299 млрд. рублей (насколько исполнены планы, данных не нашел), то инвестпроекты на 2016 г. были обозначены на уровне 125 млрд. (источник).
Итог - российская нефтеперабатывающая отрасль крайне отсталая, и отставание от общемирового уровня НАРАСТАЕТ. Исключений немного. Например, на крупнейшем по объемам переработки нефти в стране Омском НПЗ (принадлежит «Газпромнефти») глубина переработки нефти в 2013 г. достигла 91,03%. Доля в производстве высокооктановых бензинов - 88%. В прошлом году полезный выход нефтепродуктов составил уже 93,56% (источник), в то время, как в 1999 г. этот показатель составлял лишь 81%.
Пермский НПЗ («ЛУКойл») почти догнал омичей – глубина переработки составляет 92,9%. Зато на отдельных установках пермяки поставили рекорд – достигли полезного выхода нефтепродуктов в 98% (в среднем по компании глубина переработки достигла 77%) Столь высокими уровнем переработки пока могут похвастаться только некоторые заводы американских ExxonMobil, Cheavron или индийский Relians.
На Волгоградском и Уфимском нефтеперрабатывающих заводах тоже удалось взять планку в 90% глубины переработки. Однако это лишь отдельные светлые пятна, лишь подчеркивающие общую ситуацию.
Общая же картина беспросветна. Если заводы не могут устанавливать цену конечного продукта, то прибыль будут получать те, что могут обеспечить больший полезный выход из нефти. А те, у которых высокий уровень отходов, окажутся нерентабельными. Так и есть:
«По оценкам экспертов, в результате налоговых новшеств в следующем году могут оказаться нерентабельными четыре завода «Роснефти» — Комсомольский, Рязанский, Саратовский и Ачинский (последний сейчас остановлен из-за пожара, его частичный ввод в эксплуатацию намечен до конца года), а также Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» и Орский завод «РуссНефти». В результате «Роснефть», по неофициальным данным, уже рассматривает возможность продажи самого нерентабельного из своих активов — Саратовского НПЗ»(источник).
А теперь подумайте: смогут ли наши нефтяные компании, и без того обескровленные падением мировых цен на углеводородное сырье, тянуть на своем горбу еще и убыточную для них нефтепеработку? Ответ более чем очевиден. Следовательно, либо государство должно снизить налоговую нагрузку на отрасль, либо мы в перспективе получим пару миллионов безработных и дефицит топлива из-за закрывшихся заводов. Как вариант – сокращение экспорта нефтепродуктов, что существенно подорвет доходы бюджета, поскольку экспортная пошлина на нефтепродукты дает государству более 25% всех экспортных пошлин.
Правительство свой выбор сделало: с 1 апреля повышается акциз на бензины и дизтопливо. Чиновники считают, что это не страшно, цена автотоплива вырастет всего на 6-7% в годовом исчислении. Независимые эксперты утверждают, что самый минимум, на который подскочат цены за год – 10-11%. Это в свою очередь подстегнет общий рост цен в стране, так как цены на энергоносители – один из основных драйверов инфляции. До апреля еще неделя, но кое-где уж зафиксированы резкие скачки цен. Например, в Казани за сутки бензин подорожал на 1-1,5 руб.
Но для нас, потребителей, повышение акцизов не так уж и страшно. Напомню, что за два года цены на АЗС поднялись лишь на 11%, что значительно ниже уровня инфляции. Опасаться надо другого – то, что рост налоговой нагрузки ставит под удар устойчивость всей нефтеперерабатывающей промышленности в РФ.
Логика элементарная: государство, получая основной доход от экспорта нефти и нефтепродуктов, должно заботиться о том, чтобы объемы производства в России не падали, потому что экспортироваться могут только ИЗЛИШКИ. Следовательно, для поддержания производства на рентабельном уровне полезно снизить налоговую нагрузку на нефтеперарабатывающую отрасль, чтобы сохранить поступления от экспорта: теряем рубль на налогах внутри страны, но сохраняем 20 рублей поступлений от экспорта. Это же даже идиоту должно быть ясно! В правительстве у нас, судя по всему, сидят совершенно эталонные дебилы.
Дело усугубляется тем, что и основные игроки в ТЭК у нас – госкомпании, которые не отличаются гибкостью и эффективностью, да и спорить с правительством не станут. «Роснефть», имеющая славу одной из самых неэффективно управляемых нефтяных компаний мира, давно уже повисла на бюджете. Чуть что – правительство спасает ее от банкротства, накачивая казенными траншами. «Газпром» - тоже государственная и очень неповоротливая компании. Собственники «Сургутнефтегаза» неизвестны, данные о них засекречены и охраняются, как самая страшная военная тайна, но по косвенным данным можно судить, что эту компанию контролирует лично Путин. «Татнефть» и «Башнефть» так же принадлежат государству.
Единственная более-менее частная компания – «ЛУКойл». Но хорошо это или плохо, я сказать затрудняюсь. Как во всякой частной компании, менеджмент делает своей целью прибыль. И если в России (шире – на территории стран ЕАЭС) бизнес делать невыгодно, то «ЛУКойл» просто утекает за рубеж. Сейчас, например, компания пытается купить сеть АЗС (250 станций) в Голландии. В области добычи основной интерес «ЛУКойла» неуклонно смещается в сторону Южной Америки, Африки и Ближнего Востока. Так что налоговая политика в области нефтяной индустрии – вещь серьезная. Этак можно и совсем у разбитого корыта оказаться, причем в самое ближайшее время.
Хотя, пожалуй, насчет «Газпрома» я погорячился. Несмотря на то, что «Газпромнефть» принадлежит государству, менеджмент в нефтепереработке и сбыте демонстрирует неплохие результаты. Я бы даже не побоялся сказать – хорошие. Уровень нефтеперработки компании в прошлом году удалось сохранить на уровне 2014 г. – это по нынешним временам уже достижение. Учитывая, что глубина переработки нефти выросла, значит, объем производства нефтепродуктов, хоть и незначительно, но увеличился.
Но более всего отличились сбытовики. в 2015 г., несмотря на кризис, продажи на АЗС «Газпромнефти» выросли на 3%, общая прибыль компании поднялась на 26%. (источник). Причем главным драйвером роста стали продажи не топлива, а сопутствующих товаров – на них приходится 44% продаж за два кризисных года. Продажи только горячих напитков в 2015 г. выросли на 43%. Как шутит Александр Крылов, директор по региональным продажам компании,«мы одна из самых мощных и эффективных сетей общественного питания в стране, которая выросла в кризис практически на 50%». Получается прямо как в той фразе «их бьют… а они крепчают»
Или он не шутит? Учитывая, что «Газпромнефти» принадлежит без малого полторы тысячи АЗС в России и за рубежом, то объемы выпитого кофе и тонны съеденных булочек должны быть огромны. Кстати о кофе. «Газпромнефть» его сама и производит! Цикл пока не полный, выращивать кофейные зерна в нашем климате пока не получается, а вот обжаривают, фасуют и заваривают нефтяники его сами. Ну, что ж, диверсификация бизнеса они осуществляют успешно.
А как обстоят дела собственно с топливом? Тут тоже показатели впечатляют. Им удается успешно продвигать на рынке премиальное топливо под брендом G-Drive. Результат, достигнутый за два кризисных года – рост продаж на 50%, доля высокооктановых бензинов в общих продажах выросла до 30%, что вдвое превышает средние по рынку показатели. По итогам 2014-2016 г. компания рассчитывает получить рост оптовых продаж нефтепродуктов в 15,5% и нарастить розницу на 14% - и это на ПАДАЮЩЕМ РЫНКЕ! Вот что жажда наживы с людьми делает – они даже работают по-стахановски!
Что касается розничных продаж, то тут во многом успех обусловлен внедрением очень эффективной программы лояльности.
Мой френд amfora на днях проанализировал выгодность топливных карт для физлиц у различных компаний. Вот какой рейтинг в итоге получился:
Газпромнефть - от 3% до 5% (по акции от 6% до 10%).
Татнефть - 3% чистой скидкой.
Лукойл - 2% выгоды от бонусов
ТНК - от 1% до 3%
Роснефть - скидка до 2%.
В прошлом году «Газпромнефть» вернула потребителям бонусами свыше 6 миллиардов рублей (источник) – и все равно осталась в плюсе. Точнее, скажем так: именно благодаря этому она осталась в плюсе, не смотря на кризис.
Ну что, вы уже заподозрили меня в том, что я продался «Газпрому»? Эти цифры я привел с другой целью – показать дебильность наших правительственных чиновников, которые повышением налоговой нагрузки на нефтепеработку убивают отрасль. Любой, студент-экономист, знает общее правило: в кризис правительство должно СОКРАЩАТЬ ГОСРАСХОДЫ И НАЛОГИ! Это – аксиома!
Сокращаешь налоги – стимулируешь производство – создаешь рабочие места – получаешь рост доходов бюджета. Успех бонусных систем показывает то же самое: больше даешь скидку – больше продажи – выше прибыль.
У нас же кремлевские рулевые все делают строго наоборот: увеличивают налоги и повышает госрасходы, причем самым циничным образом – увеличивая содержание аппарата.
В 2013 году месячная зарплата депутата ГосДуры составляла порядка 165 тыс. руб. В Кризисный 2014 г. данный показатель вырос до 254 тысяч в месяц. В 2015 г. зарплата депутат Госдумы составила порядка 400 тысяч. В 2016 г. расходы на содержание думцев выросли почти на 3 млрд. руб. из-за повышения зарплат депутатов и компенсаций за перенос выборов. Это всего лишь один пример, но он показывает ОБЩЕЕ ПРАВИЛО.
В 2013 году месячная зарплата депутата ГосДуры составляла порядка 165 тыс. руб. В Кризисный 2014 г. данный показатель вырос до 254 тысяч в месяц. В 2015 г. зарплата депутат Госдумы составила порядка 400 тысяч. В 2016 г. расходы на содержание думцев выросли почти на 3 млрд. руб. из-за повышения зарплат депутатов и компенсаций за перенос выборов. Это всего лишь один пример, но он показывает ОБЩЕЕ ПРАВИЛО.
Мышление наших правительственных чиновников крайне примитивно. Они не способны решать стратегические задачи, не могут смотреть даже на 2-3 года вперед. Сократились в кризис доходы казны – они даже не думают проводить какую-то системную антикризисную политику, они тупо поднимают налоги, чтоб заткнуть дыру в бюджете. А то, что экономика загибается – их не колышет. Убили гражданское самолетостроение, добивают судостроение, автопром уже скорее мертв, чем жив, станкостроение рухнуло по объемам производства к уровню 50-х годов прошлого века. На очереди – нефтепереработка. И это – последний рубеж, больше добивать в стране просто нечего!
И, кстати, вот еще какой момент. Мне часто пеняют, что, дескать, Кунгуров пропагандирует социализм, плановую экономику, новую индустриализацию и прочий тоталитаризм. А кто, мол, все это будет осуществлять? В Китае есть компартия, которая железной рукой управляет экономикой – пятилетние планы принимает, коррупцию давит, даже курс доллара устанавливается пленумом ЦК КПК.
В СССР был Сталин и НКВД, поэтому индустриализация и была осуществлена в рекордные сроки. А что в нынешней РФ? Госаппарат сгнил, класс эффективных частных собственников так и не возник, офисный планктон не способен ни на что, кроме как бумажки перекладывать, да «Пасьянс» раскладывать украдкой, эффективные манагеры в госкомпаниях только то и могут, что господряды пилить, да откаты откатывать. Дескать, человеческий материал в Рассиюшке – шлак.
Приведенный выше пример государственной компании показывает, что и наемный менеджмент способен совершить подвиг даже в условиях кризиса.
Секрет – в мотивации. Так что и новая индустриализации в России возможна, если стимулировать людей в нужной пропорции кнутом и пряником.
Секрет – в мотивации. Так что и новая индустриализации в России возможна, если стимулировать людей в нужной пропорции кнутом и пряником.
Комментариев нет:
Отправить комментарий