Вячеслав Всеволодович Иванов — профессор РГГУ, историк культуры, философ, лингвист и антрополог, владеющий десятками языков и написавший сотни научных работ. Один из тех ученых, масштаб личности которых позволяет использовать такие определения, как «великий» или «выдающийся».
Во время своего выступления в рамках проекта «Открытая лекция» он изложил свой гуманитарный манифест — историю сотворения мира и возникновения человека — такую, какой ее представляет себе наука в свете последних открытий. «Теории и практики» приводят основные тезисы его выступления.
Одна из наиболее продвинувшихся за последние века наук — это физика. Физика пришла к выводам, которые важны для каждого из нас: ее открытия касаются происхождения всего человечества. Мы живем в том, что по-русски мы называем «Вселенная», а более скромные народы то же самое понятие обозначают английским термином латинского происхождения — Universe.
Заметьте, что в этом слове есть uni, то есть «один»: предполагается один мир, одна Вселенная. С точки зрения современной математической физики этих вселенных, скорее всего, много — есть много разных миров, но не совсем ясно, возможна ли даже теоретически связь между ними. В любом случае нам достался этот мир, в котором мы с вами существуем.
Вячеслав Всеволодович Иванов — профессор РГГУ, историк культуры, философ, лингвист и антрополог
Представьте, что этот мир существовал не всегда — по крайней мере, в таком виде, как сейчас. Мир отсутствовал — в тот короткий миг, который трудно назвать мигом, потому что тогда не существовало времени. А потом время начинает существовать.
С самого своего начала наша Вселенная была устроена так, что в ней оказалось возможным возникновение и развитие человека. Вы можете прочитать довольно популярную книгу нашего современника Мартина Риса — «Всего шесть чисел» — это обозначение тех величин, благодаря которым стало возможно существование человека. Это связано с температурой возникшей Вселенной, с тем, как она менялась, — то есть с совершенно конкретными физическими свойствами.
Космолог и астрофизик Мартин Рис в своей книге «Всего шесть чисел» предпринял смелую попытку показать, как всего шесть чисел могут объяснить устройство всего физического мира. Эти числа — «константы, которые описывают и определяют всё - от способов соединения атомов друг с другом до количества материи в нашей Вселенной».
Я позволю себе задать вопрос, на который нет общепринятого ответа. Если все это верно, то понятно, зачем Вселенная нужна нам всем — она нужна нам как удобная квартира, некое помещение, которое было заранее для нас подготовлено. А для чего самой Вселенной было нужно, чтобы в ней появился такой обитатель? Есть ли какой-то смысл существования в ней человека с точки зрения всего внешнего мира?
Без человека у Вселенной не было бы необходимых средств, чтобы посмотреть на себя со стороны, — подумайте: что такое наше искусство, наша литература, поэзия, музыка, все, что мы умеем? Все это нужно, чтобы показать, как замечателен внеший мир, как гармонична природа. Для того, чтобы увидеть свою красоту, Вселенной надо посмотреть на себя глазами людей. Это только гипотеза, но многое может говорить в пользу такой гипотезы.
Два слова об эволюции. Вначале были все предпосылки, которые могли привести к созданию человека, но эволюция шла очень медленно. Из туманностей возникают разного типа звезды, затем появляются планеты, которых, как вы знаете, оказалось очень много. На некоторых планетах — как, например, на Земле,— оказалась возможна жизнь. Жизнь постепенно начала развиваться в сторону разумной.
Я позволю себе сделать небольшое отступление: человеческое познание устроено очень странно. Мы довольно хорошо познаем то, что от нас максимально далеко. Мы довольно хорошо знаем историю Вселенной — все эти миллиарды лет, довольно хорошо знаем ближайшие галактики. Хуже знаем те планеты, которые ближе к нам, — как Марс. Совсем плохо знаем то, что происходит на Земле, очень плохо знаем самих себя. Это удивительная особенность человека — его взор всегда обращен далеко.
«Наука боится это четко сформулировать: если окажется, что часть человекообразных существ — это часть человечества, то у нас возникнет масса новых проблем и обязательств»
Мы до сих пор только немного догадываемся о разуме близко связанных с нами животных. О пчелах наука недавно узнала много нового, и то, что наука узнала, — поразительно. Пчела — это маленькое существо (если смотреть на нее глазами биолога и физиолога), и возможностей у нее очень мало — у нее очень мало нервных клеток. Тем не менее, это маленькое существо не только находит дорогу от улья до цветов, но и измеряет эту дорогу, запоминает ее, передает своими движениями расстояние, на которое надо лететь, когда возвращается в улей. Пчела ведет себя как разумное существо. Ее разум ограничен — она интересуется только источниками продовольствия и создает что-то типа нектара, но это же довольно похоже на многих людей!
Начало животного интеллекта в животном мире появляется очень рано. Постепенно вырабатываются очень сложные формы психической деятельности. Замечательное открытие, сделанное в основном американскими биологами, — что человекообразным обезьянам можно преподать некоторые основы нашего языка — того языка, на котором разговаривают американские глухонемые. Оказалось, что можно научить шимпанзе правильно употреблять порядка нескольких сотен слов, и шимпанзе могут разговаривать как трехлетние и четырехлетние дети. Я бы сказал больше: поскольку речь идет о колоссальном сходстве набора генов и белков, из которых состоит весь организм, то карликовые шимпанзе — бонобо — оказываются почти тождественными человеку по своему набору белков. То есть это почти люди. Наука боится это четко сформулировать: если окажется, что часть человекообразных существ — это часть человечества, то у нас возникнет масса новых проблем и обязательств.
Недавно одна американская семья взяла маленькую самку бонобо на воспитание. Эта бонобо одевает приличный костюмчик, сидит со всеми за столом и завтракает. У нее уже есть ребенок, но никто не обращал внимание на него. Все обращали свое внимание только на нее — ее обучали жестам, чтобы она хорошо изъяснялась. И вот за завтраком кто-то из членов семьи говорит, что купил накануне хорошие апельсины — купил и положил в холодильник. Крохотный, маленький бонобо по имени Канзи — он сейчас стал знаменитым — бежит к холодильнику и хватает этот апельсин. Он услышал английскую фразу, он ее понял! Он выучил английский язык просто потому, что много раз сидел за столом и слышал английскую речь. Конечно, он так и не научился говорить — просто в силу различия речевого аппарата человека и человекообразных — но он кое-что понимает. Оказалось, что нужно было учить его, что очень важно было учить его с самого раннего возраста, — как учат людей. Это значит, что мы много нового узнаем о человеке, — потому что мы можем наблюдать наших родственников.
А теперь по поводу родственников. Открыта одна удивительная особенность обезьян, о которой люди всегда знали, но не знали, насколько это важно. Если одна обезьяна в присутствие другой начинает махать руками, другая немедленно повторяет эти жесты. Это давно замечено — и во многих языках есть термин «обезьянничать». Недавно было открыто, почему это оказывается возможно: у всех приматов и у всех людей существует система зеркальных нейронов. Если одна обезьяна активизировала свой зеркальный нейрон, то у другой обезьяны активизируется тот же нейрон: одна обезьяна отражается в зеркале движений другой обезьяны. Потом эта способность была обнаружена у людей — зеркально отражать эмоции и движения других людей. Но у человека эта система работает немного по-другому: он не обязательно повторяет движения другого человека. То, что человек начинает развиваться из животных этого типа, наделенных зеркальными нейронами, неслучайно — это, видимо, очень важно для нашей эволюции.
Что сегодня понятно и что остается загадочным в эволюции самого человека? Есть несколько очень важных новых открытий. Открыт ген — один из многих генов, — который регулирует обучение языку, структуре языка, движению органов речи, а конкретно верхней губы. По-видимому, люди, как и антропоиды, в древности объяснялись жестами. Для жестов очень важны гримасы — а гримасы очень легко получаются, если двигать верхней губой. Представьте, в одной английской семье был обнаружен такой дефект — все члены этой семьи испытывали трудность в этом движении. Оказалось, что все они плохо изучают свой родной английский язык. Этот ген называется FOXP2, и его нарушение ведет к трудностям обучения человеческому языку. Оказалось, этот ген существует на разных этапах эволюции, он встречается даже у певчих птиц. Он сильно меняется у шимпанзе, сильно меняется у неандертальцев — и, начиная с этого этапа, не меняется, оставаясь примерно таким же, как у человека. Во всех нас, вышедших из европейских семей, есть небольшая примесь неандертальцев, и оба наших предка — обычные люди и неандертальцы — уже обладают этим геном речи. Это значит, что язык появляется очень рано. Так же рано появляется система мозга, связанная с языком, — для этого нужна сложная система большого скопления нейронов.
«Давно возникал вопрос: каким образом люди могут довольно благополучно жить в Тибете на большой высоте? Оказалось, что теперешние жители Тибета несут в себе следы раннего скрещения с денисовцем»
За последние несколько лет было сделано несколько поразительных открытий. Одно из них сделано нашими археологами в пещере Южного Алтая. Пещера называется Денисовской — по имени человека, который, не буду от вас скрывать, был чем-то вроде преступника, скрывавшегося в этой пещере. Тот уголовник не имеет никакого отношения к этой научной проблеме — но что делать, научные термины иногда имеют забавное происхождение. Денисовский человек, или прачеловек, жил на Алтае 40 000 лет назад. В это время в Европе жили неандертальцы, а человек разумный жил по всей Африке и начал свое распространение по Южной Азии. А что происходило тогда в Центральной Азии? Если смотреть на карту, к югу от Алтайских гор расположены Гималаи и Тибет. Давно возникал вопрос: каким образом люди могут довольно благополучно жить в Тибете на большой высоте? Оказалось, что теперешние жители Тибета несут в себе следы раннего скрещения с денисовцем. Видимо, в старых легендах о снежном человеке было что-то правильное: какая-то часть пралюдей могла жить на большой высоте.
Генетика — это наука нашей эпохи. Та наука, которая нас, гуманитариев, заставляет двигаться вперед. Она ставит перед нами проблемы и спрашивает: почему так важно заниматься Тибетом и жителями Алтая? Кто еще на Земле с точки зрения наследственности похож на денисовских людей? Представьте себе, это папуасы Новой Гвинеи. Это большой остров, который сохранился, когда разрушилась большая часть суши. Здесь живет особая ветвь человечества. Как вы, наверное, знаете, часть животных, находящихся в Австралии, очень сильно отличается от остальных животных. Представьте, что что-то подобное открыто в антропологии. Население Новой Гвинеи и первоначальное население Австралии сохранило некие черты, отличные от остального наследия человека.
Много десятков тысяч лет назад в мире существовала не одна мифология, а несколько основных типов. Одна часть человечества имела мифы, которые хорошо известны нам всем, — все мы знаем, как изложено сотворение мира в Книге Бытия, в Ветхом Завете. Есть творец, который сотворил землю, небо, море — такие рассказы есть у древних обитателей Африки и тех, кто из Африки расселился по южной части Азии. Мифов такого рода нет у Австралии и Новой Гвинеи. Есть очень много других отличий — это в целом культуры двух ветвей человечества.
Одну из них мы можем реконструировать по самому древнему населению Южной Африки, тому, что раньше по-русски называлось бушменами. Сами себя они называют «койсаны». Другая ветвь человечества — это папуасы Новой Гвинеи. В этих двух культурах есть очень большая разница. Представьте, что в языках Новой Гвинеи нет отдельных числительных. Житель Новой Гвинеи может считать, сколько перед ним предметов. Но как он будет это делать? Мизинец его правой руки будет указывать при этом на части тела с левой стороны. Таким образом он пересчитает порядка 15 предметов, дойдет до части тела в середине человека — нос или рот — и продолжит счет мизинцем другой руки, указывая на противоположные части тела. Таким способом можно назвать примерно от тридцати до семидесяти разных чисел. Представьте, что все человечество сегодня делится на тех, кто может называть различные числительные и считать по пальцам, — и тех, кто может считать по плечу, уху и так далее. Это могут делать только папуасы и некоторые австралийцы.
Как дальше будет развиваться человечество? Дальше человечеству будут предоставляться испытания. Наши культура и техника дошли до того уровня достижений, когда они стали опасны для человека. Мы живем в трудное время — но жизнь в России никогда не была особенно легкой. Это касается и всей Европы. В Европе был большой ледниковый период, и именно в этот период предки человека создали наскальную живопись — это случилось именно тогда, когда люди столкнулись с наибольшими трудностями. У меня возникла такая идея, что для больших скачков вперед в развитии искусства и науки требуются большие трудности. В доказательство этого Кондратьев создал теорию кризисов — во всем мире эта теория очень широко принята. Он говорит, что самые большие открытия делались в периоды самых больших кризисов. В России делается очень много открытий — беда России в том, что при нормальном развитии открытие сразу же внедряют. У нас оно делается и внедряется в другой стране.
«Человечество останется и будет жить на Земле. Возможно, постепенно оно будет завоевывать некоторые планеты. Это входит в некоторый общий план всего того, что совершается во Вселенной»
По-видимому, основание для оптимистических взглядов на будущее — это понятие ноосферы. Геологи изучают строение пород, из которых происходит геологическая оболочка Земли. Биологи изучают тех животных, которые живут на этой оболочке. А следующий уровень — это исследование всего, что создает человеческий разум и человеческий дук, включая и науку, и технику. Все мы — часть этой гигантской ноосферы. Этому помогают зеркальные нейроны, а также целый ряд особенностей человека как организма, за счет которых мы являемся наиболее приспособленными для участия в этом совместном сотрудничестве ради разума.
Человечество останется и будет жить на Земле. Возможно, постепенно оно будет завоевывать некоторые планеты. Это входит в некоторый общий план всего того, что совершается во Вселенной. Очевидно, что эволюция подчиняется некоторому подробному плану. Задача, стоящая перед человечеством, — план создания ноосферы — достаточна серьезна. Если при создании Вселенной действительно было учтено, что мы должны возникнуть, то очень маловероятно, что безумие одного диктатора или сумасшествие целой страны может привести к гибели всего человечества. Мой разум протестует против таких предсказаний. Я считаю своим долгом предупредить вас о них, но я считаю, что человечество сможет выполнить свою амбициозную задачу, о которой мы только начинаем догадываться.
matveychev-oleg.livejournal.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий