среда, 27 мая 2015 г.

Ценовой беспредел


Чтобы страна могла не зависеть от внешних, чаще всего нерыночных факторов, влияющих на стоимость товаров и услуг, необходимо обеспечить одну из важных составляющих — суверенность внутреннего ценообразования.
Крупные поставщики и торговые сети в России «творят, что хотят» и регулируют цены по своему усмотрению, оглядываясь при этом на западных коллег.
Часто, говоря о «заморозке» цен на социально-значимые продукты, ритейлеры без зазрения совести лгут, потому что сейчас люди могут судить о повышении стоимости хлеба, молока и мясной продукции по состоянию своего собственного кошелька.

Сегодня ценообразование в зависимой от импорта российской экономике диктуется западными производителями и ориентированными на них торговыми сетями, по крайней мере в продовольственном, лекарственном и товарно-потребительском секторах. Аргументируя повышение цен, розничные сети, оправдываясь, говорят о резком взлете курса евро и доллара.

Однако курс падает, а цены остаются практически на прежнем уровне.

Например, цены в сети французских гипермаркетов «Ашан» начиная с декабря повысились на 40%, несмотря на заверения продавцов, что они их заморозили.



В погоне за выгодой российские поставщики и розничные торговцы заставляют потребителей приобретать товары по завышенным ценам. В российских регионах то и дело выявляются случаи нарушения антимонопольного законодательства. Участников рынка обвиняют в ценовом сговоре, а контролирующие органы обнаруживают продукцию, запрещенную к ввозу контрсанкциями.

К примеру, одна из последних проведенных в России проверок законности роста цен на продукты питания выявила случаи ценового сговора на рынках сахара, мяса птицы, свинины, куриного яйца и хлеба. Так, по данным Генпрокуратуры, Ставропольским УФАС России оштрафованы две птицефабрики на сумму 1,3 млн руб. за необоснованное повышение цен на мясо птицы.

В Алтайском крае раскрыт сговор между закупщиками, который привел к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на молоко. В Новосибирской области две оптовые компании признаны виновными в нарушении законодательства о защите конкуренции, потому что необоснованно завышали цены на гречку. И так повсеместно.



Понимая всю катастрофичность ситуации с российским ценообразованием, депутаты уже начали делать первые шаги на пути к изменениям в законодательстве. На днях в Госдуме в первом чтении были приняты поправки к законопроекту «О торговле». Как рассказала председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, каждый покупатель заинтересован в том, чтобы на полках магазинов появились наши отечественные качественные товары по доступной цене. «Мы предлагаем комплексные меры в поддержку отечественного производителя, в защиту честной, добросовестной конкуренции», — отметила Яровая.

Сейчас чрезвычайно важно, чтобы экономические интересы поставщика, производителя и торговых сетей были уравновешенными, сбалансированными, чтобы отечественный производитель чувствовал себя защищенным с точки зрения закона. По словам Яровой, предложенные поправки в закон переносят дискриминационные практики в категорию прямого и полного запрета.

В случае их навязывания ритейлеры понесут серьезную административную ответственность: штраф до 5 млн руб. и дисквалификация. Кроме того, депутат отметила, что сегодня отечественный производитель получает деньги за поставленную продукцию в зависимости от сроков годности товаров — 10, 30 и 45 дней, что фактически является беспроцентным кредитованием торговых сетей. В поправках же предлагается снизить сроки оплаты до 5, 20 и 35 дней.

И еще один важный вопрос — это размер премии с оборота, которая сегодня оставляет 10%. Наш производитель платит фактически налог в пользу торговых сетей, поэтому депутаты предложили снизить премию с оборота до 3%, что создаст дополнительные стимулы для производителя и снизит его издержки.

Поправки также коснулись вопроса о нарушениях антимонопольного законодательства. Практика ФАС показывает, что срок давности в два месяца фактически не позволяет привлекать к ответственности торговые сети за нарушение закона.

Депутаты предложили увеличить сроки давности до года, что сделает контролируемым исполнение закона и обеспечит неотвратимость наказания в случае нарушения законодательства. Сейчас ФАС прекращает 88% дел из-за истечения срока давности.

«Сегодня ритейл диктует жесткие условия, которые предполагают отсутствие предоплаты, различные доплаты за несуществующие маркетинговые услуги, так называемые "входные билеты" на магазинные полки», — говорит первый вице-президент Союза машиностроителей России, первый зампред Комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев.

По мнению парламентария, для того чтобы в стране была нормальная конкурентная среда, государство должно жестко регулировать доминирование розничных сетей, которые получают сверхприбыли.

Депутат отметил, что ритейлеры получают именно сверхприбыль, к примеру уклоняясь от арендных платежей или перекладывая бремя ответственности за товар на производителя. Представители продуктового бизнеса часто снисходительно смотрят на сертификаты происхождения продукции, добавляет Гутенев.

«Мы видим, что российские контрсанкции часто обходятся стороной — продукция, запрещенная к продаже, очень часто свободно лежит на прилавках. Это тоже надо жестче контролировать. Должны быть весомые штрафные санкции, ограничение доминирования на отдельных региональных рынках — в этом большую роль должна сыграть Федеральная антимонопольная служба, которая не всегда отстаивает права потребителей», — отмечает депутат.

Как сообщила Генпрокуратура, в некоторых магазинах выявили продажу запрещенной к ввозу продукции. Дела об административных правонарушениях возбуждены в Карелии, Воронежской, Калужской, Новгородской, Пензенской, Тамбовской областях. Кроме того, в Москве, Московской и Свердловской областей прокурорами в суды направлено 16 исковых заявлений об ограничении доступа к интернет-сайтам, на которых размещались предложения о приобретении такой продукции.

Только после проведения проверок и вмешательства прокуроров регионы начали исправлять ситуацию. Прокурорские проверки вынудили крупных российских ритейлеров заморозить цены на важнейшие социальные виды продовольствия, отметила официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.

Всего за последние девять месяцев в целях устранения нарушений внесено более 1 тыс. представлений, сообщила Генпрокуратура, должностным лицам объявлено свыше 1,5 тыс. предостережений, вынесено около 2 тыс. постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях.

На днях спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что контрсанкции способствуют импортозамещению в сельском хозяйстве, в частности рост демонстрирует аграрный сектор. Однако как заполнить нашей продукцией российские супермаркеты, если за то, чтобы товар лежал на полке, некоторые продуктовые сети просят оплату за «входной билет»?

Здоровая, экологически чистая и недорогая продукция отечественных фермеров на полки крупных магазинов просто не попадает. В итоге народ потребляет иностранную продукцию с большим количеством трансжиров и консервантов, которая не попала под санкции. Россия, имея огромные территории пахотных земель, угодий и фермерских хозяйств, запросто могла бы обеспечить себе сельскохозяйственную самодостаточность. Урожайность в России растет год от года.

Так, по данным Росстата, объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в прошлом году вырос почти на 4%. Сбор зерна в России вырос на 12,5%, сборы картофеля и овощей увеличились на 3 и 2% соответственно, прирост производства скота и птицы составил 4%.
Новый министр сельского хозяйства Александр Ткачев пообещал, что уже через два-три года страна сможет добиться импортозамещения в сельском хозяйстве на 90%. Ранее, говоря о регулировании цен, президент России Владимир Путин, отмечал, что собственный рынок нужно заполнять продукцией отечественных товаропроизводителей и делать это быстро, для того чтобы уменьшить накал на продовольственном рынке и понизить цены.

Каким образом государство может изменить ситуацию с ценами? По мнению Владимира Гутенева, в первую очередь, нужно создать большие специально оборудованные склады, которые бы занимались установлением коммуникаций с сельхозпроизводителями и аккумулировали у себя продукцию, а затем уже поставляли их в различные торговые сети, в том числе и региональные.

Еще одним из вариантов решения вопроса с ценами стала бы национализация крупных розничных сетей, получающих сверхприбыли. Это позволило бы установить контроль над доходами посредников, при этом цены конечных производителей при постоянном контроле ФАС за картельными сговорами подлежали бы регулированию.

Если государство действительно заинтересовано в импортозамещении, то оно должно позаботиться о строительстве национальных торговых сетей, в основу политики которых, если кратко, ляжет торговая скидка: национальные производители, поставляя свои продукты, будут устанавливать максимально допустимые цены, а государство их контролировать и регулировать.

Существующая сегодня торговая наценка в сетях напоминает сговор и на самом деле оказывается обычным картельным соглашением. Конкуренция двух типов сетей — государственной и частной — как раз и приведет к настоящим рыночным отношениям.

При этом никто не утверждает, что частники будут проигрывать, но таким образом Россия получит объективную картину того, какие продукты и по какой стоимости в рамках импортозамещения нельзя продавать ниже закупочной цены, а также какие товары абсолютно неконкурентны.

Иногда даже выгодно продавать неконкурентоспособные отечественные товары, так как при этом сохраняются рабочие места и повышается внутренний спрос. Можно продавать собственные товары с дотацией или устанавливать различные пошлины и налоги, чтобы российская продукция стала конкурентоспособной.

Национальная сеть может быть создана как государством, так и на основе государственно-частного партнерства, обществом национальных производителей сельхозпродуктов или ассоциацией фермерских хозяйств. Национальная сеть должна ввести торговую скидку.

Торговая сеть может перейти на нормальное ценообразование: цена производителя плюс премия, необходимая для того, чтобы дать рентабельность и покрыть затраты. На сегодняшний день имеющаяся торговая наценка в разы удорожает товар по сравнению с торговой скидкой.

Сейчас торговые наценки никто не контролирует. Так, на основные виды продуктов во многих сетях наценка достигает более 50%. Национальная же торговая сеть даст настоящий уровень цен и на товары отечественных производителей, и на те, что поступают из-за рубежа, но с той премией, которую дает сам производитель. Россия получит конкуренцию между двумя сетями: одной, которая регулирует цены, второй — рыночной с картельным ценообразованием.

При этом не надо забывать, что суть рыночной торговли — борьба с затратами и снижение цен. В России потеря именно этого принципа привела сегодня к катастрофическому росту цен и диктату сетей. Анастасия Яковлева. «Русская планета», 21 мая 2015


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями